Митько А.В. Президент  Арктической общественной  академии наук, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, СПб государственный университет, кандидат технических  наук, доцент

Арктика — в пристальном фокусе внимания федералов, и форум в очередной раз «подсветил» ключевое значение регионов АЗРФ для достижения национальных целей развития.

Масштабная площадка, собравшая представителей власти, бизнеса и науки, стала «точкой сборки» актуальных предложений и эффективных кейсов, которые нацелены на устойчивое будущее северных территорий.

Одна из важнейших инициатив — превращение комплексной программы развития Северного морского пути и Арктической зоны в отдельный нацпроект. Напомним, что впервые с таким предложением в феврале 2025 года выступил глава Мурманской области Андрей Чибис.

В случае одобрения этой идеи на высшем государственном уровне проекты развития минерально-сырьевых центров, портовой, научной и социальной инфраструктуры, Севморпути будут «сшиты» в единый комплексный блок, что упростит привлечение инвестиций.

Еще одной важной темой стал кадровый вопрос — в настоящее время субъектам АЗРФ требуется более 60 тысяч квалифицированных специалистов. В этом контексте также достигнут прогресс — программы подготовки управленческих кадров собираются расширить на Арктику.

Планируется готовить инженеров, адаптированных к специфическим требованиям работы в АЗРФ. Приоритетными направлениями для них станут технологии для судостроения и оборонно-промышленного комплекса, инновации в добывающем комплексе, системы СМП.

Активно обсуждалось введение новых преференций для арктического бизнеса. Среди предложений — внедрение государственных жилищных сертификатов для работников Арктической зоны и снятие ограничений для применения льготных режимов инвесторами в моногородах.

На площадке также представили перспективные модели развития жилищного строительства в северных регионах. Для АЗРФ планируют адаптировать успешные дальневосточные практики, предусматривающие разнообразные механизмы поддержки инвестиционных проектов.

Северные регионы на форуме подтвердили роль локомотивов российской экономики. Практически вся российская Арктика на сегодня превратилась в специальную экономическую зону, где реализуется более тысячи инвестпроектов на общую сумму более 2 трлн. рублей.

Объем грузоперевозок по Севморпути в 2024 году составил почти 38 млн. тонн. Активно строится ледокольный и транспортный флот. Внедрена новая логистика — в частности, это касается северного завоза, который «перезапустили» после принятия соответствующего закона.

Арктика окончательно выходит из статуса «периферийного макрорегиона» и закрепляется как поле федеральной политики и экономической стратегии. Перевод арктического трека в формат нацпроекта — не только вопрос бюджетной централизации, но и институциональной интеграции: логистика, ресурсы, кадры и жильё укладываются в единую матрицу. Это создаёт эффект масштаба для инвесторов и повышает управляемость процесса. Однако успех будет зависеть не от формата, а от качества исполнения: насколько регионы смогут срастить федеральные инструменты с реальной арктической спецификой, без потери темпа на каждом этапе.

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский высказал в ходе одной из сессий Арктического форума мнение, что по Северному морскому пути нужно перевозить ежегодно до 700 млн тонн грузов, чтобы успешно конкурировать с другими транспортными коридорами.

Если мы хотим сделать конкурентным Северный морской путь, то нам надо здесь не про 100-200 миллионов тонн говорить, а как минимум 700 миллионов тонн должна быть провозная мощность, чтобы мы как-то могли конкурировать с Суэцким, Панамским южными маршрутами.

Говоря об опыте отправки контейнеров по Севморпути из Архангельска в Китай, губернатор подчеркнул, что только в одном порту в городе Далянь (провинция Лаонин, северо-восточная часть Китая) за год объем перевалки грузов составляет 385 млн тонн. К 2035 году там поставлена цель — 500 млн тонн, отметил он. «Мы даже один порт не сможем обслуживать нашим Северным морским путем», — посетовал Александр Цыбульский, — «Поэтому цель надо ставить перед собой более амбициозную. Нас президент сильно пожалел, когда поставил такие скромные цели».

 

Впрочем, еще не все потеряно и цели могут быть пересмотрены. Накануне, выступая на совещании по вопросам развития Арктической зоны и Арктического транспортного коридора, Президент РФ Владимир Путин обратил внимания участников мероприятии на то, что модель развития Севморпути до сих пор не принята. Напомню: мы уже обсуждали с правительством вопрос о том, что нужно в деталях определить модель развития Севморпути, обеспечить его грузопотоки инфраструктурой и флотом. Договорились отработать все организационные моменты. К сожалению, решения на этот счёт до сих пор не приняты, а модель не составлена. Обращаю на это внимание коллег, — подчеркнул Президент.