Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Согласно оценкам некоторых западных аналитиков неоднозначность возникла и в вопросе существования Арктического совета (АС), членом которого является Российская Федерация. Тренд на деградационные изменения компетенций международной площадки наблюдается с 2019 года, когда в ходе встречи в Рованиеми делегаты не смогли принять итоговую декларацию, что стало первым таким прецедентом с момента создания организации. Вместе с тем конец консультационному формату деятельности совета положила высокая турбулентность международной обстановки 2021-2025 гг., которая оказала существенное влияние на эффективность выполнения задач по развитию и поддержанию взаимодействия в высоких широтах.
Начало проведения СВО на Украине стало отправной точкой полной дискредитации площадки, в ходе которой она продемонстрировала одностороннюю направленность, лоббирование прозападных инициатив и блокирования, какого либо конструктивного диалога. Более того, руководство стран членов АС, напрямую продвигало нарратив существования надуманной российской угрозы. Не стоит принимать материал данной статьи как рефлексию по кажущемуся хорошим времени низкой напряженности в регионе высоких широт. Сложившаяся ситуация вокруг конструктивного взаимодействия в Арктике, снова близка к модели «холодной войны», с одним большим «но», причины имеют комплексный характер и затрагивают множество различных сфер межгосударственной деятельности.
Рассматривая внешнеполитические процессы сквозь призму новой политики Вашингтона в регионе, можно выделить ряд вопросов, в которых администрация Трампа занимает диаметрально противоположную позицию относительно своих европейских союзников. Так, еще в ходе того самого саммита в Рованиеми, делегация США — под руководством госсекретаря Майка Помпео — возражала против термина «изменение климата» или любой ссылки на Парижское соглашение. По мнению ряда представителей экспертного сообщества, прекращение международной помощи демонстрирует политику эгоистичного изоляционизма, результатом которой станет пересмотр американского участия, либо корректировка достигнутых соглашений исключительно ради в интересах извлечения Вашингтоном собственной выгоды. К слову, агрессивным изоляционизм Трампа назван не просто так, еще в ходе предвыборной программы он позволял дерзкие выпады в адрес Канады и Дании, первых он планировал сделать новым штатом США, а у вторых купить целую Гренландию. Казалось бы, популизм и создание шоу уже стали привычным делом при описании политического образа 47-го президента, однако здесь ярко выражен лейтмотив новой администрации Белого дома, выражающийся в отсутствии у США врагов или партнёров и существование исключительно геополитического интереса. Таким образом, активные шаги, посредством угроз и торговой войны, позволят ослабить Канаду и сделать ее более сговорчивой если не к «присоединению» к США, то к поддержке Арктических инициатив штатов. Опять же, даже если не будут предприняты действия, направленные на прямое упразднение Арктического совета, как Канада и Дания смогут работать с США, зная, что американцы активно действуют, чтобы ослабить или даже парализовать их как государство? Гипотетическая покупка Гренландии выведет из «игры» Данию, которая только благодаря этому острову получила статус арктической державы. Следовательно, результатом изоляционной политики Капитолия может стать избавление американских интересов на Крайнем севере от влияния мнения крупных и пока еще имеющих значимость членов совета.
Другим краеугольным камнем в основе создания новой системы взаимодействия в регионе является Российская Федерация и подконтрольная ей зона Арктики, инфраструктурные и военные проекты, реализуемые в условиях стратегического партнерства с другими государствами. На текущий момент Москва сформировала независимый внешнеполитический вектор в приполярных районах, начиная с пошаговой интенсификации военной деятельности и заканчивая научными изысканиями в акватории Северного Ледовитого океана. Имеемые компетенции позволяют ей не только реализовывать «замороженные» советские проекты, но и развивать новые более амбициозные инициативы. Являясь единственным арктическим государством, с которым Трамп пытался улучшить отношения – Россия – признается другими членами Арктического совета проблемным государством. Попытки Трампа работать с Россией еще больше могут усложнить существующие между Арктическим советом и Россией проблемы. Несмотря на фактическое признание политическими элитами США доминирующего положения России в регионе и призыв к повторному приему россиян в состав «большой восьмерки», европейская часть стран членов АС продолжает сохранять скептицизм в отношении отмены санкций против России, а также допускает роспуск Арктического совета, без полного покровительства США и подержания мифа об агрессивности намерений РФ в отношении Финляндии и Швеции, вступивших в начале 2024 года в Североатлантический альянс. Допуская тот факт, что США могут выйти из совета, а также теоритически упразднить право на членство в нем Канады и Финляндии, Россия может стать новым фундаментом плодотворного сотрудничества с США в Арктике, но уже без западноевропейских партнеров в лице Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии. При этом Кремль не раз заявлял о необходимости тесного сотрудничества и использования всего богатого арсенала инструментов, для выстраивания взаимовыгодного сотрудничества на Севере, не стремясь исключить из его структуры заведомо заинтересованные страны.
Результатом многолетней антироссийской политики, станет необходимость пересмотра рядом северных стран своих арктические стратегий развития, при этом им необходимо учесть утрату покровительства США и рост международного влияния Москвы. Стоит признать и тот факт, что система так называемого «западного» международного порядка, основанного на правилах, сформированных в конце Второй мировой войны, продемонстрировала несостоятельность. Реальное распределение политического влияния в Арктике, с переходом Вашингтона к политике изоляции, не просто может поставить крест на существовании Арктического совета, но и стимулировать создание нового международного органа, во главе с Россией. Почему именно РФ? Причина проста, в освоении приполярных широт на текущий момент России нет равных в мире ни по количеству проектов, ни по инфраструктуре создающей условия для гармоничного развития региона. США вступили в гонку за освоение заполярья слишком поздно, сформировался громадный отрыв, который в среднесрочной перспективе Белый дом сократить не сумеет, потому и признает влияние РФ, наряду с которым демонстрирует сигналы к готовности развивать совместные инициативы в регионе.
Резюмируя, сегодня международная политика готовится к выходу на некоторое плато стабильности, после резких изменений последних трех лет. В обозримом будущем среди драйверов реального роста интегрированности процессов и качества сотрудничества в арктическом регионе стоит выделить необходимость развития инициатив возглавляемых Россией, как государством способным к ведению независимой и справедливой политики. В то время как сегодняшнее состояние взаимодействия в регионе можно описать как надежду на стабильность, но надежда это стратегия.