Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Президент России Владимир Путин по итогам рабочей поездки в г. Мурманск на Международный арктический форум утвердил перечень поручений правительству, напрямую затрагивающих развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Выбрали ключевые:
Распространить программу «Доступное арендное жилье в ДФО» с 1 января 2026 года на опорные населенные пункты Арктики
Утвердить до 1 июля 2025 года мастер-планы опорных населенных пунктов АЗРФ и обеспечить их финансирование
Рассмотреть вопрос создания Инвестиционного фонда развития Арктики
Ежегодно инвестировать не менее 10 млрд. рублей на инфраструктуру в населенных пунктах Арктики с дислоцированными военными формированиями.
Не позднее 2026 года начать строительство двух новых серийных атомных ледоколов
Возвести до 2029 года новый аэропорт в бухте Ефремова полуострова Таймыр
Реконструировать аэропорт Воркуты, работы необходимо завершить к 2030 году.
Ввести до 2030 года в эксплуатацию магистральный газопровод «Волхов — Мурманск»
Завершить до 2029 года строительство моста через Обь в составе Северного широтного хода
Рассмотреть вопрос создания в арктических районах посадочных площадок для грузовых беспилотников
Также глава государства поручил представить предложения по созданию орбитальной группировки для мониторинга Севморпути, сформулировать до 1 июня предложения по развитию туристических кластеров в АЗРФ, рассмотреть вопрос о строительстве малотоннажных судов ледового класса для перевозки пассажиров.
Пристальное внимание федерального центра к перспективам Арктики логично — макрорегион с 1,5% населения страны обеспечивает около 11–12% национального ВВП и дает свыше 20% общероссийского экспорта.
В целом пакет президентских поручений можно назвать стратегическим — потенциал развития АЗРФ существенно усиливается. При этом с учетом масштабности задач управленческим командам в регионах необходимо готовиться к серьезному дополнительному «фронту работ» по их реализации.
К 1 августа Правительство России и компания Росатом должны:
Обеспечить конкурентоспособность тарифов на ледокольную проводку
Призывая в марте сделать стоимость грузоперевозок в Арктике конкурентоспособной, президент отмечал, что "это должна быть рыночная прежде всего работа".
Из текста поручений видно, что основой такой работы станет именно субсидирование стоимости услуг ледокольного флота.
Для внутренних рейсов - "при необходимости", плюс возможны другие меры господдержки. Для транзитных перевозок субсидирование указано как базовая и единственная опция.
Пожалуй, без бюджета в обозримой перспективе никак - маршрут нужно "раскатать", обеспечить необходимый уровень грузовой базы, отрегулировать весь логистический сервис.
Гарантировать грузовую базу - договоры "вези или плати".
К 1 августа ждём новых цифр по перспективному грузопотоку - по годам, местам отгрузки и направлениям перевозок. При этом допускается возможность между Росатомом и грузоотправителями:
соглашений с взаимными обязательствами по объёму ежегодного грузопотока,
долгосрочных договоров на оказание услуг по ледокольной проводке по принципу "вези или плати".
Очевидно, к дате должны быть подготовлены и проекты этих документов, после чего Росатом начнёт их согласовывать с нефтегазовыми гигантами (то, что компания РЖД пытаются делать на железной дороге).
От правительства ждут предложений по поддержке развития российских грузовых операторов, работающих в Арктике, включая "создание совместных организаций с иностранными партнёрами".