Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет

Президент России Владимир Путин по итогам рабочей поездки в г. Мурманск на Международный арктический форум утвердил перечень поручений правительству, напрямую затрагивающих развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Выбрали ключевые:

Распространить программу «Доступное арендное жилье в ДФО» с 1 января 2026 года на опорные населенные пункты Арктики

Утвердить до 1 июля 2025 года мастер-планы опорных населенных пунктов АЗРФ и обеспечить их финансирование

Рассмотреть вопрос создания Инвестиционного фонда развития Арктики

Ежегодно инвестировать не менее 10 млрд. рублей на инфраструктуру в населенных пунктах Арктики с дислоцированными военными формированиями.

Не позднее 2026 года начать строительство двух новых серийных атомных ледоколов

Возвести до 2029 года новый аэропорт в бухте Ефремова полуострова Таймыр

Реконструировать аэропорт Воркуты, работы необходимо завершить к 2030 году.

Ввести до 2030 года в эксплуатацию магистральный газопровод «Волхов — Мурманск»

Завершить до 2029 года строительство моста через Обь в составе Северного широтного хода

Рассмотреть вопрос создания в арктических районах посадочных площадок для грузовых беспилотников

Также глава государства поручил представить предложения по созданию орбитальной группировки для мониторинга Севморпути, сформулировать до 1 июня предложения по развитию туристических кластеров в АЗРФ, рассмотреть вопрос о строительстве малотоннажных судов ледового класса для перевозки пассажиров.

Пристальное внимание федерального центра к перспективам Арктики логично — макрорегион с 1,5% населения страны обеспечивает около 11–12% национального ВВП и дает свыше 20% общероссийского экспорта.

В целом пакет президентских поручений можно назвать стратегическим — потенциал развития АЗРФ существенно усиливается. При этом с учетом масштабности задач управленческим командам в регионах необходимо готовиться к серьезному дополнительному «фронту работ» по их реализации.

К 1 августа Правительство России и компания  Росатом должны:

Обеспечить конкурентоспособность тарифов на ледокольную проводку

Призывая в марте сделать стоимость грузоперевозок в Арктике конкурентоспособной, президент отмечал, что "это должна быть рыночная прежде всего работа".

Из текста поручений видно, что основой такой работы станет именно субсидирование стоимости услуг ледокольного флота.

Для внутренних рейсов - "при необходимости", плюс возможны другие меры господдержки. Для транзитных перевозок субсидирование указано как базовая и единственная опция.

Пожалуй, без бюджета в обозримой перспективе никак - маршрут нужно "раскатать", обеспечить необходимый уровень грузовой базы, отрегулировать весь логистический сервис.

Гарантировать грузовую базу - договоры "вези или плати".

К 1 августа ждём новых цифр по перспективному грузопотоку - по годам, местам отгрузки и направлениям перевозок. При этом допускается возможность между Росатомом и грузоотправителями:

соглашений с взаимными обязательствами по объёму ежегодного грузопотока,

долгосрочных договоров на оказание услуг по ледокольной проводке по принципу "вези или плати".

Очевидно, к дате должны быть подготовлены и проекты этих документов, после чего Росатом начнёт их согласовывать с нефтегазовыми гигантами (то, что компания РЖД пытаются делать на железной дороге).

 

От правительства ждут предложений по поддержке развития российских грузовых операторов, работающих в Арктике, включая "создание совместных организаций с иностранными партнёрами".