На совещании 26 мая по развитию и обеспечению безопасности инфраструктуры порта Усть-Луга, а также диверсификации транспортно-логистических маршрутов в условиях возможного ограничения судоходства в Балтийском море помощник Президента России, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев, тезисы выступления которого обобщенно представлены на Интернет-сайте neftegaz.ru

Николай Патрушев сказал: "Сегодня стремительно нарастают угрозы, исходящие со стороны НАТО, усилиями которой демонтирована выстроенная после Второй мировой войны архитектура международной безопасности", подчеркнув, что: "По сути, разрушены основополагающие договоры по контролю над вооружениями. Наращивается военно-морское присутствие сил НАТО, их боевой и разведывательный потенциал, и конкретно в Балтийском регионе". Он напомнил, что весной 2024 года прошли крупнейшие после окончания холодной войны учения НАТО "Стойкий защитник - 2024", в которых участвовали около 90 тысяч военнослужащих и сказал: "Помимо создания военной напряженности в Балтийском море, западные страны продолжают политику санкционного давления на Россию в целях затруднения организации международных морских перевозок российских грузов, вынашивают планы по блокировке прохода наших судов по международным проливам".

Говоря о соблюдении режима международного судоходства, Патрушев отметил: "В нарушение норм международного права предпринимаются попытки досмотра в международных водах судов, перевозящих грузы в интересах России. Для этого корректируется нормативно-правовая база"; "Так, власти Эстонии под предлогом предотвращения угроз критически важной подводной инфраструктуре, в том числе в исключительной экономической зоне, и обеспечения экологической безопасности предпринимают попытки задержания судов, следующих в российские порты. При этом на основании законодательных новелл эстонские власти вправе открывать огонь по "опасно маневрирующим судам"; "На этом фоне западниками фактически совершаются акты пиратства. Последним примером стала попытка эстонских военно-морских сил при поддержке авиации НАТО задержать в Финском заливе гражданское судно Jaguar с российским грузом".

В этой связи Патрушев сообщил, что Балтийский флот, укрепляя свои позиции, надежно обеспечивает безопасность судоходства, пресекает провокации военно-морских сил недружественных государств: "Ответные меры реагирования на предпринимаемые попытки ограничения судоходства в Балтийском море недавно были рассмотрены на заседании президиума Морской коллегии России. Подготовленные предложения поддержаны президентом Российской Федерации"; "В условиях складывающихся рисков и угроз безопасности судоходства на Балтике важно при необходимости обеспечить переориентацию грузопотоков в другие порты России, иметь альтернативные маршруты. В качестве одного из транспортных маршрутов может использоваться Беломорско-Балтийский канал"; "Вместе с тем в настоящее время канал нуждается в модернизации. Реконструкция этой важной водной артерии предусмотрена стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и будет способствовать повышению эффективности внутренних водных путей, увеличению загрузки Трансарктического транспортного коридора", - добавил помощник главы государства.