Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет

Танкер сжиженного природного газа  (СПГ) с российского проекта «Арктик СПГ-2», находящегося под санкциями США с 2023 года, зашёл в китайский порт Бэйхай. Судно, загрузившее СПГ из плавучего хранилища у берегов Камчатки в начале июня, причалило к СПГ-терминалу в Бэйхае, где выгрузило часть груза и покинуло порт.

Проект компании  «Новатэк» испытывает трудности с продажами: несмотря на скидки до 40%, найти покупателей долго не удавалось. Ранее партии отправляли лишь в плавучие хранилища. Прибытие Arctic Mulan, совпавшее с визитом Владимира Путина в Китай, стало первым прецедентом прямой доставки. При этом импорт СПГ в Китай в этом году снижается, что делает сделку ещё более 

В компании Rystad Energy считают, что поставка может быть своего рода «тестом» на реакцию США. Если ответ Дональда Трампа окажется мягким, к российскому СПГ могут проявить интерес и другие страны. Тем временем аналогичные сложности испытывает и компания «Газпром»: газовоз Perle с грузом проекта «Портовая СПГ» уже несколько недель ждёт разгрузки у берегов Малайзии. 

"Арктик СПГ 2" - один из ключевых энергетических проектов России, направленный на освоение арктических запасов газа и увеличение производства СПГ. Проект имеет стратегическое значение для страны, поскольку позволяет диверсифицировать экспортные маршруты и укрепить позиции России на мировом рынке СПГ. Отсутствие реакции со стороны США - политический сигнал для других покупателей, что приобретать грузы с находящегося под санкциями проекта "Арктик СПГ-2" можно. Следующей в очереди на покупку российского СПГ может оказаться Индия, особенно если цена будет привлекательной.

Ожидается, что вопрос поставок энергоресурсов станет одним из ключевых на предстоящих встречах Президента России  Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Нарендрой Моди на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Россия и Китай укрепляют стратегическое нефтяное сотрудничество в Арктике и Сибири. Наиболее перспективными направлениями этого сотрудничества эксперты называют проекты в Восточной Сибири и Арктике. Совместная работа с китайскими компаниями позволяет делить риски при запуске проектов в регионах с крупными запасами углеводородов, но сложной инфраструктурой и низкой геологической изученностью.

Компания «Роснефть» уже давно сотрудничает с КНР: с 2006 года Sinopec участвует в капитале «Удмуртнефти», совместно с Beijing Gas реализуется проект на Верхнечонском месторождении, активно обсуждается участие китайской стороны в проекте «Восток Ойл».

Важное направление – «Полярный шелковый путь» в рамках Северного морского пути. Только в 2024 году по СМП в Китай доставили свыше 10 млн. баррелей нефти. Для Китая сотрудничество с Россией — это стратегия диверсификации поставок энергоресурсов на фоне нестабильности на Ближнем Востоке.

Помимо «Роснефти», в КНР работают и другие российские компании: Компания «Лукойл» развивает бизнес смазочных материалов через Lukoil Lubricants China,

«Татнефть» открыла представительство в Пекине и ведёт совместные проекты с китайскими партнёрами на сумму более $7,5 млрд в нефтегазохимии и переработке. Таким образом, Арктика и Восточная Сибирь становятся ключевыми точками притяжения для российско-китайского энергетического партнёрства.

Через Северный морской путь реализуются самые различные проекты сотрудничества России и Китая. Так в порт Архангельск прибыло второе судно по маршруту «Арктический экспресс №1». Контейнеровоз «XIN XIN HAI 1» из КНР прибыл в порт Архангельска. Это второе судно в 2025 году, заходящее в порт в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс №1». На судне прибыли 486 контейнеров с автомобильными запчастями. На обратном пути контейнеровоз приял на борт продукцию архангельского лесопромышленного комплекса и руду (всего 503 контейнера). порты назначения — Тяньцзинь и Жичжао. Первое судно в рамках маршрута прибыло двумя днями ранее. На нем также прибыли контейнеры с автозапчастями, а также ПВХ-пленкой и сталью.

X Восточный экономический форум, который с 3 по 6 сентября соберет в г. Владивосток около шести тысяч участников из 36 стран и территорий, в этом году звучит особенно символично. Девиз — «Дальний Восток: сотрудничество во имя мира и процветания» — вбирает в себя не только региональную, но и глобальную повестку.

Президент Владимир Путин в приветственном обращении обозначил сразу несколько ключевых смыслов. Первый — смещение центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион. Этот тренд открывает для России и ее партнеров новые возможности в многосторонних форматах — от ШОС до БРИКС. Второй — институционализация самой площадки ВЭФ: за десятилетие форум «по праву заслужил высокий авторитет» и превратился в инструмент продвижения российских проектов на азиатском направлении, включая знакомство бизнеса с инфраструктурным и научно-технологическим потенциалом Дальнего Востока. 

Наконец, третий акцент Владимира Путина — готовность России к совместной работе в строительстве «справедливой системы международных отношений» в АТР, основанной на равноправии и уважении интересов всех сторон. В условиях санкционного давления это заявление формирует дипломатическую рамку, где Москва делает ставку на альтернативные центры силы и закрепление своих позиций в АТР. Здесь уместно провести параллель с арктическим вектором. Арктика и Дальний Восток — это два сопряженных направления: именно через них Россия выстраивает долгосрочную стратегию интеграции в азиатские рынки энергоресурсов, технологий и транспортной логистики. Символика ВЭФ в юбилейный год выходит за рамки дальневосточной повестки и затрагивает фундаментальный вопрос: как Москва намерена закрепиться в азиатском центре экономического притяжения, не потеряв при этом арктическую повестку, где ключевым инструментом остается Северный морской путь как ключевую часть трансарктического транспортного коридора.

На форуме обсудят международные проекты, развитие инфраструктуры и экологическую безопасность. В центре внимания — новые механизмы инвестиций в Арктике и на Дальнем Востоке. Ожидаются переговоры о расширении сотрудничества в энергетике, транспорте, медицине, цифровых технологиях и туризме со странами АСЕАН.

Одной из задач станет формирование позитивного образа Севера — как территории науки, культуры, духовных ценностей и уникальной природы. Особое внимание уделят молодёжи и просветительским проектам. В рамках этого направления отмечается 500 лет Северного морского пути. В 1525 году появились первые карты Арктики и берегов Руси. Сегодня речь идёт о новом этапе — от инновационных атомных решений для судоходства до сохранения экологии.

На форуме обсудят снижение стоимости доставки товаров в Арктику, обновление флота и запуск единого морского оператора для устойчивых поставок в рамках Северного завоза.

За 10 лет действия льготных режимов в Арктике и на Дальнем Востоке реализовано более тысячи проектов. Теперь предстоит адаптировать законодательство к новым условиям. В приоритете — внедрение телемедицины, генетики и ИИ для улучшения медицины в удалённых северных регионах. ВЭФ-2025 обещает стать важной вехой в формировании российской арктической политики, объединяя экономику, технологии и международное сотрудничество.

Развитие международного сотрудничества в Арктике стимулируют страны ЮВА к активному участию в этих процессах. Министр океанов и рыболовства Южной Кореи сообщил, что в Правительстве Южной Кореи будет создана рабочая группа по арктическому судоходству. Уже на 2026 год запланированы пилотные рейсы. К концу 2025 г министерство океанов и рыболовства собирается переместиться из Сеула на 320 км к юго-востоку в крупнейший морской порт Южной Кореи Пусан. Идет работа по привлечению в этот порт основных южнокорейских судоходных компаний, включая контейнерного гиганта HMM. Предполагается, что вокруг Пусана и других южных городов будет сформирован промышленно-транспортный кластер по экономической мощи сопоставимый с Сеулом.

По мнению министра глобальные изменения климата ведут к быстрому улучшению возможностей для судоходства по арктическим трассам. Власти США объявили о планах закупки 15 ледоколов. Россия инвестирует огромные средства в Арктику. За последний год китайские суда 35 раз ходили по арктическими маршрутам и Китай объявил о планах развития Полярного шелкового пути.

Научные прогнозы говорят, что некоторые арктические маршруты станут доступны для судоходства гораздо раньше, чем это ожидалось ранее. Не исключено, что условия для круглогодичной навигации в Арктике могут возникнуть уже в 2027 г. Южная Корея самым активным образом включается в этот процесс

Похоже причина столь решительных перемен, и, прежде всего, в экономической географии самой Южной Кореи отнюдь не только глобальные изменения климата и таяние арктических льдов. Огромные геополитические изменения в мире, новые реалии, просто вынуждают власти Южной Кореи действовать очень активно. Опыт событий более чем 70-летней давности не забыт.

Развитие мощного промышленно-транспортного центра на юге страны и активное включение в освоение Арктики — это один из очевидных вариантов возможных действий. Учитывая огромные возможности южнокорейской промышленности, уже имеющийся у нее опыт арктического судостроения, дееспособность системы государственного управления — можно не сомневаться, что результаты появятся очень скоро.

Так что представителям Минвостокразвития, корпорации  Росатом и прочим руководящим российским любителям поговорить на тему фантастической выгодности Севморпути имеет смысл заняться ускорением, желательно с переходом в перестройку.