Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.
В г. Санкт-Петербург прошло заседание под председательством помощника президента России, председателя Морской коллегии РФ Николая Патрушева и президента НИЦ "Курчатовский институт" Михаила Ковальчука. Интернет-сайт Морской коллегии сообщает, что началась подготовка комплексного проекта развития Арктической зоны России и Трансарктического транспортного коридора, который охватит все направления государственной политики России в Арктике.
Предполагается, что комплексный проект должен на системной основе обобщить разрозненные в настоящее время мероприятия по обеспечению экологического благополучия региона и обеспечить их взаимосвязанную реализацию.
Помимо этого, участники заседания обсудили вопросы, связанные с защитой природной среды Арктической зоны России с учётом развития Трансарктического транспортного коридора и промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов Заполярья.
Отдельное внимание было уделено подготовке новых редакций Основ государственной политики России в Арктике и Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности. Отмечено, что эти документы определят основные цели развития арктического региона с учётом изменения геополитической и геоэкономической обстановки.
Кроме того, выработаны мероприятия, направленные на активизацию российских научных исследований, оценивающих влияние хозяйственной деятельности на экологическое состояние Арктического бассейна
Приоритетность Арктики подтверждена в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Реализацию документа обсудили в Кремле 18 сентября на совещании с участием президента Владимира Путина и вице-премьера Марата Хуснуллина.
Ключевым инструментом реализации стратегии является комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года.
Глава государства отметил, что разработанный правительством документ должен быть исполнен «надлежащим образом». В контексте Арктики в нем прописано развитие регионов АЗРФ, а также Северного морского пути и обеспечивающей его инфраструктуры.
В целом планируется реализовать порядка 300 инфраструктурных проектов, значительная часть имеют отношение к Арктике. В частности, в список вошли практически все морские порты, обслуживающие СМП, их ждет модернизация и расширение.
В рамках документа предстоит построить и реконструировать около 4,5 тысячи километров железных дорог, свыше 2 тысяч километров автомобильных магистралей, более 800 километров линий электропередач сверхвысокого напряжения. Собрали ключевые проекты по АЗРФ.
Модернизация Восточного полигона. Магистраль нарастит пропускные и провозные способности до 180 млн тонн в год.
Реконструкция аэропортов в Салехарде (ЯНАО), Мурманске, Апатитах (Мурманская область), Архангельске (Архангельская область), Удачном, Нюрбе, Магане, Олекминске (Якутия), Марково, Кепервеем, Лаврентии (Чукотский автономный округ), Красноярске, Хатанге, Диксоне (Красноярский край), Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ).
Строительство аэропортовых комплексов «Мирный» (Саха Якутия), «Зырянка» (Якутия), «Бухта Провидения» и «Угольный» (Чукотский автономный округ), «Воркута» (Республика Коми).
Строительство терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов и стабильного газового конденсата в морском порту Сабетта (ЯНАО) мощностью 9,7 млн тонн в год.
Строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в губе Ура (Мурманская область) мощностью 20,4 млн тонн в год.
Строительство универсального морского терминала на мысе Наглейнын в порту Певека (Чукотский автономный округ) мощностью 1,9 млн тонн в год.
Строительство автомобильной дороги в ЯНАО от поселка Харп до горнолыжного центра и МАС «Снежинка» для повышения транспортной доступности туристического кластера на Ямале.
Вхождение арктических проектов в комплексный план правительства повышает их статус и гарантирует федеральное финансирование, что важно в контексте геополитической и экономической турбулентности. Их реализация станет ключевым фактором развития регионов АЗРФ.
В рамках комплексного плана пройдет финальный этап модернизации Восточного полигона — магистраль нарастит пропускные и провозные способности до 180 млн тонн в год. Будут реконструированы северные аэропорты, построены новые аэровокзальные комплексы.
С учетом пристального внимания к промежуточным результатам стратегической программы со стороны федерального центра, вовлеченность арктических губернаторов в реализацию инфраструктурных проектов станет важным элементом их политической устойчивости.
Федеральный центр подтверждает заявленный вектор на формирование «новой логистики» в АЗРФ — власти аккумулируют и оценят предложения по развитию железнодорожной инфраструктуры Арктического полигона.
Согласно распоряжению кабмина, проработкой инициативы займутся Минтранс, Российская академия наук и представители железнодорожной отрасли. Промежуточные итоги работы будут обнародованы уже в 2026 году.
Одна из приоритетных задач — создание нового транспортного маршрута, который свяжет промышленные районы южной Сибири и Транссибирскую магистраль с портами, расположенными в Арктике.
Также намечено выработать предложения по развитию речной логистики с выходом в акваторию СМП, оценить дальнейшие направления модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, продленной до 2035 года.
Важнейшим инфраструктурным проектом в рамках инициативы может стать обновление Северной железной дороги на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми. В результате регионы АЗРФ, Сибири и Урала получат прямой выход к арктическим портам.
Это позволит разгрузить Транссибирскую магистраль и эффективно использовать морские перевозки в «связке» с коридором «Север—Юг». Новые «точки выхода» на экспортные маршруты станут одним из драйверов развития в национальном масштабе.
Отметим, что частично сопутствующие работы уже стартовали — в частности, РЖД до конца 2026 года завершит модернизацию участка Северного широтного хода Коротчаево — Новый Уренгой на территории Ямала.
На прошедшем 23 сентября совещании с участием представителей Минтранса России, Росавтодора, РЖД, АК «Железные дороги Якутии» и вице-премьера республиканского Правительства Джулустана Борисова обсуждался вопрос строительства совмещённых мостовых переходов через реки Алдан и Амга (всякое движение транспорта по трассе «Колыма» прерывается во время ледостава и ледохода на реке Алдан). Иными словами, речь шла не только о создании бесшовного наземного транспортного коридора для будущего Арктического кластера, но и о проекте прокладки железной дороги на г. Магадан.
Новая железная дорога позволит ввести в хозяйственный оборот десятки богатейших месторождений полезных ископаемых, а это миллиарды дополнительных доходов для регионального бюджета. На совещании также было принято решение о формировании специальной рабочей группы для реализации инвестиционного проекта по строительству нового железнодорожного пограничного перехода через реку Амур в районе населённых пунктов Джалинда (Россия) – Мохэ (Китай).
Да, данный погранпереход находится на территории Амурской области и прямого отношения к Саха (Якутии) вроде как не имеет. Но по факту он нужен прежде всего для экономики северной республики, что также сулит дополнительные доходы бюджета.
19 сентября Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на презентации «Арктического досье» сообщил, что АЗРФ производит6% ВВП и 10% всего российского экспорта. Ключевой акцент, как отметил, — это не просто сырьевая отдача, а сбалансированное развитие: инвестиции, бизнес, экология.
Арктика остается регионом высоких ожиданий. За последние годы здесь было запущено более тысячи новых проектов, в регион привлечено свыше 2,5 трлн рублей. Поддержка осуществляется через действующие преференциальные режимы: территории опережающего развития, Арктическая зона, инфраструктурные льготы. Однако на практике инвесторам всё чаще приходится ориентироваться не на «удобство входа», а на устойчивость к рискам и сложность навигации между льготными форматами.
Отсюда — инициатива, прозвучавшая на ВЭФ: с 2027 года запустить единый преференциальный режим для всей территории Арктики и Дальнего Востока. Идея «бесшовного» объединения — шаг к выравниванию условий и сокращению административных барьеров, особенно для крупных инвесторов. Это важно и для тех, кто уже работает в регионе, и для тех, кто только рассматривает его как точку входа. Предполагается унификация подходов к мерам поддержки бизнеса вне зависимости от локации — от крупных городов до малых арктических населённых пунктов. Параметры и отраслевые акценты режима будут определены совместно с регионами.
Инфраструктурное развитие также остаётся на повестке. В рамках комплексного плана развития транспортной инфраструктуры до 2036 года акцент сделан на обновление магистралей, аэропортов, портовой логистики и модернизацию пунктов пропуска. Особое значение придаётся дальнейшему развитию Северного морского пути и проработке возможности доставки грузов с Урала и из Сибири в рамках формирующегося трансарктического логистического коридора.
На уровне градостроительства предложен новый подход к формированию городской среды: мастер-планы для населённых пунктов Арктики и Дальнего Востока получат поддержку через профильные госпрограммы — не менее 5% их бюджета будет направлено на реализацию этих планов.
Таким образом, формируется связная рамка развития северо-востока страны: от нормативного поля и инвестиционной привлекательности до инфраструктурной связности и цифровых решений. Реализация всех обозначенных инициатив позволит создать единую, интегрированную систему управления социально-экономическим развитием в Арктической зоне и на Дальнем Востоке.
Но любые преференции имеют смысл лишь тогда, когда сопровождаются готовностью управленческой системы к работе на опережение. Без синхронизации региональных институтов и реальной инфраструктурной базы новая конструкция может остаться на бумаге.
Справедливо и то, что развитие Арктики невозможно без экологической устойчивости. Россия декларирует особое отношение к хрупким экосистемам Севера — об этом Чекунков также напомнил в своей речи. Вопрос в том, насколько новая инвестиционная волна будет учитывать не только промышленные показатели, но и климатическую и природоохранную повестку.
Арктика — зона стратегических интересов. Но она требует не только инвестиций, но и постоянного баланса: между освоением и сохранением, между планами и возможностями, между цифрами и последствиями.
Алексей Чекунков 9 октября принял участие в заседании комитета Госдумы по развитию Арктики и Дальнего Востока. Основной темой заседания были приоритеты бюджетных расходов на 2026–2028 годы в части реализации госпрограмм социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики. Как он отметил, за десятилетие в регион вложено почти 6 трлн рублей инвестиций, создано более 183 тыс. рабочих мест. На каждый бюджетный рубль привлечены 34 рубля частных инвестиций. Чистая прибыль бюджета составила 172 млрд рублей. Заработная плата на новых предприятиях на 50% превышает среднюю по стране.
Проект бюджета на следующие 3 года сформирован сбалансированно, исходя из социальных и экономических приоритетов. Приоритеты в социальной сфере:
- реализация мастер-планов развития городов и строительство социальной инфраструктуры по единой президентской субсидии – школы, детсады, медучреждения, дворы, мастерские для колледжей и другое;
- продолжение программ «Дальневосточная концессия» – ввод 32 новых объектов в течение следующих трех лет, «Доступное арендное жилье» – 11,6 тыс. квартир по ставке 1/3 от рыночной стоимости, «Дальневосточный квартал» – 2 млн кв. м доступного жилья в регионах ДФО;
- реновация арктических ЗАТО и развитие треста «Арктикуголь», обеспечивающего стратегическую задачу присутствия России на архипелаге Шпицберген;
- создание ФГИС «Северный завоз»;
- реализация программ поддержки коренных малочисленных народов Севера;
- организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктике.
Экономические приоритеты:
- создание инфраструктуры для инвестпроектов на территориях опережающего развития,
возмещение инфраструктурных затрат инвесторам;
- субсидирование процентных ставок по кредитам для создания новых предприятий;
- реализация комплекса мер поддержки инвесторов, включая компенсацию части страховых взносов резидентам АЗРФ;
- создание экосистемы для развития высокотехнологичных проектов, в том числе развитие ИНТЦ «Русский»;
- поддержка проектов создания современных тепличных комплексов в ДФО.
Всего на госпрограмму по развитию Дальнего Востока на 2026–2028 годы предусмотрено 216 млрд рублей. На реализацию основных мероприятий госпрограммы развития Арктической зоны РФ – 20 млрд рублей.

