Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук

В 2022 году в Дальневосточном регионе продолжилась реализация проектов по развитию портовой инфраструктуры. В то же время внешнеторговые грузопотоки России переориентировались на восточное направление. В результате суммарный грузооборот только морских портов Приморского края и Восточной Арктики вырос на 4,6%, до 150 млн тонн. Учитывая расчетные мощности заявленных проектов, к 2030 году грузооборот портов региона может вырасти на десятки млн тонн.

– В 2022 году в связи с переориентацией грузопотоков на азиатские рынки объем перевалки грузов в портах АМП Приморского края и Восточной Арктики вырос на 4,6%, составив более 150 млн тонн. Безусловно, это связано не только с изменением направления грузопотоков, но и с развитием инфраструктуры морских портов. Несмотря на неблагоприятные международные обстоятельства, компании и терминалы продолжали реализацию проектов по расширению пропускной способности.

По итогам прошлого года практически во всех портах АМП отмечается рост грузооборота или сохранение его на прежнем уровне. Традиционно лидируют порты Восточный – 82,3 млн тонн (+5,8% к 2021 г.), Владивос-ток – 32,2 млн тонн (+8,9%) и Находка – 25,8 млн тонн (-4,1%). Затем идут Посьет – 6,3 млн тонн (-0,8%), Ольга – 1,5 млн тонн (-4%), Зарубино – 574 тыс. тонн (+61,4%), Певек – 397 тыс. тонн (+40,9%).

По видам грузов наибольший рост показали грузы в контейнерах – увеличение на 20%. При этом оборот контейнеров во Владивостоке вырос на 11,3%, до 12,8 млн тонн, в Восточном – на 34,9%, до 8,5 млн тонн, а в Находке отмечен почти двухкратный рост, до 152 тыс. тонн. Наливные грузы по всем портам показали рост на 9,1%.

Одна из наметившихся тенденций – рост импорта на 34%, до 15 млн тонн. Экспорт увеличился на 2%, до 125 млн тонн, каботаж на 3%, составив более 9 млн тонн, а транзит – на 1%, до 952 тыс. тонн.

Разумеется, соотношения различаются в зависимости от специализации порта. Например, во Владивостоке на долю экспортно-импортных перево-зок приходится порядка 80% оборота, причем по итогам года экспорт более чем в 2 раза превысил импорт. В Находке обратная ситуация: импорт увеличился на 36,2%, а экспорт сократился на 10,4%.

Общее количество судозаходов в прошлом году сократилось на 3%. Падение произошло по трем портам: Восточный (-19%), Находка (-16%) и Анадырь (-5%). В то же время отмечено увеличение заходов судов в портах Владивосток (+6%), Зарубино (+7%), Ольга (+6%), Посьет (+10%), Певек (+51%) и Тикси (+52%). Общий итог за 2022 год – 15693 судозахода. Что касается ухода с рынка известных зарубежных судоходных компаний, то их нишу заняли российские перевозчики и перевозчики из дружественных стран.

– Очевидно, что тенденция смещения грузопотока на восточное направление будет продолжаться, как и возрастать роль дальневосточных портов в российской экономике, что, безусловно, вызовет увеличение объемов перевалки грузов.

Сегодня наиболее значимыми являются проекты по развитию инфраструктуры и мощностей в таких портах АМП, как Владивосток, Восточный, Посьет и Певек. Так, в текущем году ожидается ввод в эксплуатацию угольного терминала в бухте Суходол с годовым оборотом 12 млн тонн. Кроме того, к 2030 году в Суходоле планируется строительство терминала для прокатного завода с оборотом порядка 2 млн тонн, а также контейнерного терминала с оборотом 1,6 млн TEU. Там же предусматривается строительство терминала по перевалке удобрений.

В порту Владивосток перегрузочный комплекс «Порт Вера», введенный в эксплуатацию в 2021 году, увеличил грузооборот с 5 млн до около 6,3 млн тонн в 2022 году, перспективы – рост до 20 млн тонн.

В порту Восточный в этом году должен быть введен в эксплуатацию терминал для перегрузки угля ООО «Коулстар» мощностью 1,5 млн тонн в год. Первая погрузка намечена на апрель-май, в настоящее время идет настройка технологического оборудования.

Ряд значимых проектов реализуется в порту Находка. В текущем году здесь начинается реализация комплексной программы модернизации портовых мощностей, включающей реконструкцию глубоководного причала №10 с целью увеличения объемов перевалки с 10 млн до 12-14 млн тонн. Также ведется модернизация терминала АО «Дальмормонтаж» для увеличения грузооборота на 30%, примерно до 1,7 млн тонн; завершение работ намечено на 2024-2025 годы.

Порт Посьет, помимо увеличения мощности угольного терминала с 4,6 млн тонн в два раза, ожидает реализацию проекта строительства многофункционального терминала «Славянка», в который входят зерновой комплекс мощностью 7 млн тонн, контейнерный терминал на 330 тыс. TEU и комплекс генеральных грузов объемом перевалки 1 млн тонн. Планируется, что на первом этапе к 2025 году здесь будет построен универсальный перегрузочный комплекс мощностью 1,5 млн тонн. В настоящее время получено разрешение на реконструкцию достроечного причала длиной более 230 метров.

Мощность порта Певек к 2026 году составит около 2 млн тонн за счет строительства нового терминала, который планируется оснастить флотом для круглогодичной работы. В настоящее время в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы» в порту проводится реконструкция причалов №1 и №2. Также одним из актуальных проектов остается строительство рудного терминала на мысе Наглейнын в рамках проекта развития Баимского ГОКа. К 2025 году здесь планируется построить терминал с годовым оборотом 2 млн тонн.

Хорошую динамику показывает порт Анадырь: в 2022 году грузооборот терминала Беринговский вырос почти вдвое, до более 1 млн тонн.

В 2022 году в связи с перераспределением грузопотоков на восток нагрузка на морские терминалы Приморского края значительно возросла, концентрация грузов на некоторых морских терминалах превышала в моменте 15% от нормы технологического накопления.

Министерство транспорта РФ инициировало создание нескольких рабочих групп по направлениям: экспорт, импорт и каботаж, куда были включены представители крупнейших транспортных и стивидорных компаний. К совместной работе по разрешению ситуации и созданию благоприятных условий для функционирования комплекса подключилось ОАО «РЖД». Ежедневная работа специалистов и руководителей разных организаций, а также создание при тесной поддержке Минтранса и Росморречфлота системы мониторинга по транспортировке и накоплению грузов позволили принять своевременные решения, положительно повлиявшие на функционирование транспортного комплекса.

Сегодня активное развитие береговых складских терминалов (сухих портов), увеличение ОАО «РЖД» количества контейнерных поездов позволяют увеличить объемы перевалки грузов без затаривания площадок на морских терминалах. При этом нужно отметить, что службы капитанов портов АМП работают в круглосуточном режиме, обеспечивая безопасность судоходства, мореплавания, транспортную безопасность и порядок в портах. В результате этой комплексной работы морские терминалы обрабатывают каботажные и линейные суда без задержек.

Согласно статистическим данным, в этом сегменте наблюдается спад. Например, во Владивостоке оборот рыбной продукции по итогам прошлого года сократился на 12%, примерно до 687 тыс. тонн, а перевалка рефрижераторных грузов снизилась на 11%, до 709 тыс. тонн.

В то же время у отрасли хороший потенциал. Суммарная емкость портовых складов-холодильников Владивостока и Находки оценивается в 80 тыс. тонн, часть из них в настоящее время задействована под другие скоропортящиеся грузы.

Среди наиболее крупных реализованных проектов – рыбный терминал в бухте Андреева, прошедший реконструкцию в 2021-2022 годах и имеющий холодильные емкости порядка 15 тыс. тонн; рыбный терминал в бухте Находка емкостью 6 тыс. тонн. В порту Зарубино емкость холодильного комплекса составляет 12 тыс. тонн – в период путины он загружен полнос-тью, а в остальное время примерно наполовину. Кроме того, в порту действуют три склада по 500 тонн для хранения мороженной и охлажденной рыбопродукции.

Есть также и ряд перспективных проектов, например терминал «Морской перегрузочный комплекс «Подъяпольский» с оборотом мороженной рыбопродукции в 1 млн тонн, но пока проект существует в виде декларации о намерениях.

Отмечу несколько моментов. Во-первых, в 2022 году было возобновлено пассажирское сообщение между портом Владивосток и портами Республики Кореи на судне Eastern Dream. За год перевезено 12596 пассажиров.

Во-вторых, в порту Анадырь завершено строительство паромно-пассажирского причала в поселке Угольные Копи на левом берегу Анадырского лимана. Строительство причала на правом берегу находится в стадии завершения процесса проектирования.

Из перспективных стоит отметить проект возобновления пассажирской линии между портами Находка и Владивосток. Возможность восстановления маршрута, действовавшего до 2007 года, рассматривает министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

Также в планах – заказ катамаранов для островного сообщения и строительство новой инфраструктуры.

Как бы ни менялись внешние обстоятельства, вопросы обеспечения безопасности мореплавания, охраны окружающей среды и защиты прав моряков всегда будут актуальны для портовых властей разных стран. Взаимодействием с зарубежными коллегами в нашей АМП в основном занимаются Информационно-координационный центр государственного портового контроля (ИЦГПК) и Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ).

Сотрудничество в области обеспечения безопасности мореплавания в АТР основано на Токийском меморандуме о взаимопонимании по контролю судов государством порта, в рамках которого ИЦГПК выполняет роль оператора информационной системы APCIS.

Заседания Комитета Токийского меморандума проходят ежегодно. В ноябре 2022 года в Лиме (Перу) состоялись 33-е заседание Комитета и 16-я сессия Технической рабочей группы, в которых ИЦГПК принимал дистанционное участие. Также была проведена концентрированная инспекционная компания (КИК) по вопросам выполнения требований МК ПДНВ-78.

Кроме того, в 2022-2023 годах проходит добровольная инспекционная кампания по проверке требований Полярного кодекса. Очередное заседание Комитета состоится в Японии в конце октября текущего года. Также планируется провести КИК по вопросам пожарной безопасности.

Что касается МСКЦ, то его международная работа ведется в рамках межправительственных соглашений между Россией, Японией, Республикой Кореей, КНДР, КНР и США. Наиболее тесное сотрудничество – с аналогичными центрами Японии, КНР и Республики Кореи. Ежегодно центр принимает участие в региональных встречах представителей поисково-спасательных служб этих стран.

Отдельное направление – учения. Так, в 2022 году прошло четыре международных учения по связи, в том числе два с коллегами из южнокорейского порта Донгхэ. На 2023 год намечены международные мероприятия по различным аспектам взаимодействия при поиске и спасании людей, а также при крупномасштабных разливах нефти и других морских авариях.