Доклад на Всероссийской научной конференции "Социально-экономические, политические  и исторические аспекты развития северных и арктических регионов России" г. Сыктывкар, 17-18 октября 2018 г.

Жуков М.А. ученый секретарь Научного совета АНО «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север»)

 

Коми-ижемцы являются субъектами традиционного природопользования. Это очевидный, эмпирически установленный факт. Однако, он не известен федеральному законодательству, что ведет к недоучету законных прав и интересов части граждан нашей страны. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ предусматривает их создание только для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНС). В реальности же субъектами традиционного природопользования помимо коми-ижемцев являются и этнографические группы других народов, не являющихся малочисленными: алтайцы, проживающие в Республике Бурятия перенявшие язык и культуру бурятов эвенки-хамниганы и тувинцы-сойоты, тувинцы, хакасы, якуты, а также русскоязычное и татароязычное старожильческое население Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Не исключено, что и в Карели сохранились отдельные семьи, ведущие традиционное таежное лесопользование и рыболовство. Данная проблема многократно поднималась нами еще до принятия Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ [1-4], и продолжает периодически подниматься. Никто, включая специализирующихся на вопросах традиционного природопользования этнологов и правозащитных НКО, наличия проблемы не опровергает, но и никак не реагирует.

21 марта 2018 года подготовленный Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН) по поручению Президента Российской Федерации проект федерального закона «Об этнологической экспертизе» на нулевых чтениях в Общественной палате Российской Федерации был отклонен и отправлен на доработку. Важной для нашего рассмотрения особенностью обсуждавшегося законопроекта является его проецирование на все этнические общности в составе населения Российской Федерации. Он не содержит указаний на какие-либо конкретные этнические общности, включая КМНС. Работа ФАДН над законопроектом создало благоприятную ситуацию для учета прав на осуществление традиционного природопользования ведущих традиционный образ жизни этнографических групп народов, не являющихся малочисленными. 

Выделение в правовой системе России определенных категорий населения в качестве специфических субъектов государственной политики восходит к международным документам – к Конвенции № 169 МОТ (Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах) от 27 июня 1989 г. Россия не ратифицировала, но в целом придерживается. Субъектом этих документов являются «indigenous people», что правильно переводится на русский как «местные». Критерий численности не используется. Согласно Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) социально-экономические права, (включая право на традиционное природопользование) являются элементарными неотъемлемыми правами личности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 18) основные права человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов. Не существует достаточных правовых оснований не предоставлять и не защищать права на традиционное природопользование всех ведущих его групп населения на всех территориях и угодьях, где оно традиционно осуществляется.

Формирование для помощи ФАДН рабочей группы открывает возможности для уполномоченных органов государственного управления, заинтересованных специалистов национальных республик принять участие в деятельности указанной рабочей группы, направить в нее компетентных специалистов. Права получают те, кто о них заявляет в установленном прядке. Это могут и должны делать законные представители осуществляющих традиционное природопользование этнографических групп народов России, не являющихся малочисленными. И пока они не начнут это делать, никто за них это делать не станет. Рассчитывать на то, что признание обсуждаемых этнографических групп субъектами традиционного природопользования на уровне федерального законодательства произойдет само собой, не приходится. 

Оленеводство может и должно стать практически безотходной, высокотехнологичной и высокодоходной отраслью. Основа – большая биологическая активность тканей и органов северного оленя. В настоящее время основной продукцией оленеводства являются мясо, шкуры, панты и рога. При этом остается неиспользованным большое количество наиболее биологически активного ценного сырья, с которым отечественная фармацевтическая промышленность хорошо умеет работать - эндокринные и экзокринные железы: щитовидная, поджелудочная, зобная, селезенка, семенники, кровь, головной мозг, кишки, пораженные оводом шкуры, копыта и др. Необходима организация сбора эндокринно-ферментного и специального сырья в местах промышленного убоя северных оленей и получение из него биологически активных субстанций, которые могут быть использованы в биотехнологии, медицине, пищевой и косметической промышленности. Это повысит рентабельность северного оленеводства, расширит линейку производимой ценной медицинской продукции, в том числе в рамках импортозамещения.

Фармакопеей зарегистрировано более 50 наименований органотерапевтических препаратов, производимых из 29 органов и тканей сельскохозяйственных животных. Северный олень в перечень используемых источников сырья для фармакологической продукции не входит по ряду причин: удаленность фармацевтических предприятий от мест забоя оленей; большие масштабы производства и его узкая производственная специализация; трудность быстрой переориентации при переходе с переработки одного вида продукции на другой; сезонным характер массового забоя оленей (октябрь – ноябрь) отсутствие соответствующим образом оборудованных убойных пунктов, соответствующих требованиям получения фармацевтического сырья. В 1990 годах на рынке появился и был официально признан препарат на основе пантов северного оленя «Рантарин». В последующем появились БАДы, произведенные из пантов и рогов северного оленя. Это такие препараты как «Валкорнин», экстракт в сиропе «ЭПСОРИН» из пантов и «ЦЫГАПАН», приготовленный из рогов северного оленя. Из крови пантовых оленей налажено производство препарата «Пантогематоген». Экстракты из пантов северного оленя получили широкое применение в косметике в виде биологически активных добавок в кремы, лосьоны и гели.

В Китае в список пригодных для приготовления медицинских препаратов и БАД («Pênts`ao») внесено 28 органов и частей тела оленя: панты, рога, клей из рогов, кости, мозговая кость, спинной мозг, пенис, семенники, оленина, головной клей, головное мясо, сухожилия, кровь, зубы, голень (плюсна), кожа, остаток клея рогов, жир, сперма, желчный пузырь, щитовидная железа, экскремент, мелконий, плод, молоко, кости нижней части конечности, хвост, желудок и желудочные конкременты. 

Препараты (БАД) выпускаются как в виде таблетированных форм, таких как: таблетки в оболочке (шенгуи «Луронг Ван»), таблетки в восковой оболочке («Джен Шен Лу», «Джанг Ван»), таблетки («Алрооленьи таблетки»), так и в виде капсул («Тонизирующие капсулы рогов»), в виде настоек-экстрактов во флаконах («Экстракт оленьего хвоста», «Фортифайд Цервузин»), в виде гранул («Хонгкао Шенронгха») и в виде пасты («Паста оленьей плаценты»). Потребность китайского рынка в препаратах из животного сырья значительна. 

Для российского рынка может производиться широкий спектр БАД и медицинских препаратов. Можно назвать, например, препараты для поддержания иммунной системы и сопротивляемости организма: экстракт тимуса (сывороточный тимусный фактор, 1-тимозин, тимопоэтины, тимусный фактор Х) и экстракт селезенки СелОл-1 (комплекс веществ, связанных с усилением фагоцитоза и выработкой антител). При расстройствах желудочно-кишечного тракта и стимуляции выработки пищеварительных ферментов могут производиться препараты: из экстракта поджелудочной железы (химотрипсин, трипсин, РНКаза, ДНКаза), из лизата слизистой оболочки сычуга (пепсин). Для поддержания опорно-двигательного аппарата, обеспечения питания костной ткани и суставов: из экстракта трахеи (хондроитин-6-сульфаты), из экстракта трахеи и стекловидного тела глаза (хондроитин сульфат, гиалуроновая кислота), из клейкого вещества пантов. Для улучшения общей метаболической активности организма, предотвращения заболеваний щитовидной железы - тиреоглобулин (йодсодержащий глобулин), тироксин и трийодтиронин. Для улучшения питания мозга при нарушениях памяти и концентрации внимания, головокружениях, шуме в ушах: экстракт головного мозга и лизат головного мозга (свободные аминокислоты, короткие нейропептиды, фосфолипиды), форменные элементы крови (гемоглобин) и сыворотка крови (белки (альбумины, глобулины) свободные аминокислоты, витамины, фосфолипиды, минеральные вещества). Это далеко не полный перечень, ограничиваемый только объемом статьи. 

Мясо, шкуры и субпродукты дают быстрый денежный оборот, в то время как фармацевтическое сырье требует сложных производственных процедур, специальные оборудование и условия хранения, а окупамость требует большего времени. В этой связи сами оленеводческие предприятия организовать эту деятельность не смогут. Для этого требуется централизованная региональная программа

 

* * *

1. Жуков М. А. «Северное право» и пути отражения интересов его субъектов в законодательстве // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 23 – 33 URL: https://arctic-today.ru/index.php/korennye-narody-i-starozhily-severa-i-arktiki/43-severnoe-pravo-i-ego-sub-ekty-poisk-optimalnykh-putej-otrazheniya-v-zakonodatelstve;

2. Жуков М. А., Хвальковский А. В. Сельские старообрядческие общины, как субъект права // Журнал российского права. 1999. № 3. С. 24 – 30 URL: https://arctic-today.ru/index.php/korennye-narody-i-starozhily-severa-i-arktiki/45-staroobryadcheskie-selskie-sosedskie-obshchiny-kak-sub-ekt-prava;

3. Жуков М. А. Старожильческое население российского севера как субъект традиционного природопользования // В кн.: Проблемы традиционного природопользования. Север, Сибирь, Дальний Восток Российской Федерации. М., 2000. С. 32-43 URL: https://arctic-today.ru/index.php/korennye-narody-i-starozhily-severa-i-arktiki/42-starozhilcheskoe-naselenie-rossijskogo-severa-kak-sub-ekt-traditsionnogo-prirodopolzovaniya; 

4. Жуков М. А. Коренность как содержательное понятие нормативных правовых актов // Журнал российского права. - 2009. - № 6. - С. 123-131. URL: https://arctic-today.ru/index.php/korennye-narody-i-starozhily-severa-i-arktiki/46-korennost-kak-soderzhatelnoe-ponyatie-normativnykh-pravovykh-aktov