Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года №2956-р, утвердившее перечень видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), для целей определения объема капитальных вложений в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2020 № 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", комментировалось в смысле: «Правительство упростило получение статуса резидента Арктической зоны для малого бизнеса». 

Естественно, возникли вопросы: в чем и каким образом малый бизнес, и в первую очередь субъекты традиционного природопользования, получили дополнительные возможности для получения данного статуса. Пункты 1-6 утвержденного перечня видов экономической деятельности содержат определения, которым соответствуют все виды традиционного природопользования, а пунктам 8-11, 20-21, 26-27 и 54 соответствуют все виды традиционной хозяйственной деятельности.  

Федеральный закон от 02.07.2021 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» внес следующее в пп. 3 п. 6 ст. 9 следующее дополнение: «Вне зависимости от наличия указанных затрат при определении объема капитальных вложений юридического лица или индивидуального предпринимателя, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства и планирующих осуществлять виды экономической деятельности, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, учитываются затраты на приобретение машин, оборудования, производственного инвентаря». Иными словами, к уже содержащимся в ст. 9 закона видам расходов, являющихся критериям отбора резидентов Арктической зоны: «3) общий объем осуществленных и запланированных капитальных вложений не может быть менее одного миллиона рублей. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (строительство) либо модернизацию и (или) реконструкцию объектов недвижимого имущества и (или) комплексов движимого и недвижимого имущества». Таким образом, виды затрат: «создание (строительство) либо модернизацию и (или) реконструкцию объектов недвижимого имущества и (или) комплексов движимого и недвижимого имущества» был просто детализирован: «затраты на приобретение машин, оборудования, производственного инвентаря». Ничего более не произошло.   

Главной проблемой субъектах традиционного природопользования, и традиционной хозяйственной деятельности является пп.1. п. 6 ст. 9, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать в Арктической зоне новый инвестиционный проект либо указанные в заявке виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки. Этим подпунктом ст. 9 закона сказано все и у субъектов традиционного природопользования, и традиционной хозяйственной деятельности остается единственный шанс – оленеводом стать рыболовами или косторезам стать танцорами. Это сущее издевательство и малореально на практике, так как субъекты традиционного природопользования обычно осваивают весь спектр доступных природных ресурсов - оленеводы и охотятся, и рыбу ловят, и растительные ресурсы заготовляют в той мере, в которой в данной местности соответствующие ресурсы наличествуют. И что им прикажете делать?