На 133 страницах документа в деталях расписано, когда и какие цели должны быть достигнуты по главной водной магистрали страны.

Правда, на бумаге все выглядит не совсем так, как в реальности. Обнаружились некоторые нестыковки. Во-первых, это касается круглогодичной навигации. Она должна была начаться то в 2022 году, потом планировали запуск зимой 2023-2024 годов. Прогнозы по паспорту еще дальше — 2024-2025 годы.
Навигация в течение всего года позволила бы достичь плановых показателей по грузоперевозкам на СМП. В следующем году, по паспорту, должны быть цифры в районе 80 млн. тонн, а к 2030 году почти вдвое больше — 150 млн. тонн. Минвостокразвития смотрит на это с большим оптимизмом, заявляя, что результаты следующего года покажут 90 млн. тонн, а в 2030-м — 216 млн. Получается, что по прогнозам министерства показатели 2035 года (по Плану развития СМП) будут достигнуты на пять лет раньше.
Но в это верится с трудом, так как срываются сроки не только по запуску круглогодичной навигации, но и по строительству суперледокола проекта «Лидер». В паспорте указано, что строительство судна завершится в 2025 году, а в эксплуатацию введут в 2027-м. Но уже сейчас есть мнение, что верфь «Звезда» не справляется с плановыми объемами. По состоянию на март текущего года должно было быть выполнено 15% работ, по факту втрое меньше. Причем, и стоимость контракта может резко возрасти — на 40-60%.

Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук