Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук

Глава государства подчеркнул долгосрочную выгоду инвестиций в регион и фактически обратился с призывом к международным партнерам наращивать сотрудничество с Россией по проектам в регионах АЗРФ.

К 2030 году мощности российских портов в Арктическом бассейне будут удвоены. Если в 2022 году показатель составил 123 млн. тонн, то к концу десятилетия он выйдет на уровень 252 млн. тонн — в первую очередь, за счет строительства новых терминалов и расширения железнодорожных подходов.

Мощности Мурманского порта планируется нарастить с 56 млн. тонн до 110 млн. тонн к 2027 году. В первую очередь, новые мощности будут работать на Северный морской путь — грузопоток по нему продолжит расти, государство поддержит развитие глобального транспортного коридора строительством современного ледокольного флота.

Важнейшим экспортным товаром для СМП останется сжиженный природный газ — к 2030 году его производство должно увеличиться втрое, до 64 млн тонн в год. Принято принципиальное решение о выпуске отечественных линий СПГ для работы на арктических месторождениях, что существенно снизит зависимость России от западных технологий и оборудования.

Рост инвестиций в дальневосточные и арктические регионы за последние десять лет составил 39%, темпы развития планируется сохранить. Владимир Путин также отметил, что процент изученности недр в субъектах ДФО и АРЗФ составляет всего 35%, что открывает возможности кратного роста добывающих отраслей.

При этом перспективы Арктики и Дальнего Востока связаны не только с освоением месторождений природных ресурсов — в дальнейшем мощная сырьевая база позволит увеличить глубину переработки и нарастить добавленную стоимость в экспортируемых товарах. Таким образом, макрорегион должен стать крупным промышленным центром.

Выступление президента — недвусмысленный сигнал правительству по дальнейшему наращиванию финансирования инфраструктурных программ в регионах АЗРФ и ДФО.

Кроме этого, глава государства напомнил международным партнерам (преимущественно из Азиатско-Тихоокеанского региона) о глобальных выгодах участия в российских логистических и ресурсных проектах в Арктике и на Дальнем Востоке. В этой ситуации для макрорегиона открывается дополнительное «окно возможностей».