Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который разрешает продажу СПГ из России без привязки к конкретным месторождениям. Он должен привести к либерализации экспорта российского сжиженного метана за рубеж, а также упростить привлечение инвестиций в проекты по сжижению.

Кроме того, Президент РФ Владимир Путин также одобрил закон, позволяющий экспортировать СПГ пользователям недр арктической части Красноярского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Он должен помочь увеличить отправку российского сжиженного метана на мировые рынки до 100 млн т. в год, а также активнее осваивать доставку СПГ в страны АТР по Северному морскому пути.

В распоряжении кабинета министров от 2014 года сказано, что правом на экспорт СПГ обладают "Газпром", "Газпром экспорт", "Газпром газонефтепродукт холдинг", "Роснефть", а также "дочки" "Новатэка" — "Ямал СПГ", "Арктик СПГ 1", "Арктик СПГ 2" и "Арктик СПГ 3". 

Стоит отметить, что новые законы помогут реализации СПГ-проектов. В частности, «Роснефти» будет легче развивать индустрию сжижения, так как 36 ее месторождений попадают под разрешение экспортировать СПГ с проектов на сухопутных месторождениях выше 67-го градуса северной широты. Однако больше всего данную либерализацию добивался НОВАТЭК. Компания собирается строить крупный завод по сжижению в Мурманской области, а сырье для него будет поступать по газопроводу.

Закономерно, что против упрощения экспортных правил для СПГ-проектов выступал «Газпром». Он аргументировал свою позицию тем, что газ из страны начнут вывозить бесконтрольным образом, что приведет к дефициту, похожему на тот, который сформировался в текущем году на топливном рынке РФ.

Однако довод этот пока выглядит слабо, так как крупнейшие потребители ЕС, фактически, отказались от поставок российского сетевого газа, что вынудило «Газпром» резко сократить добычу. Перенаправить эти объемы на другие рынки в полном объеме компании не удалось, поэтому сейчас в стране профицит газа, и вряд ли эта ситуация измениться в ближайшие годы.

Еще один шаг к расширению возможностей поставок СПГ на внешние рынки - формирование собственного флота газовозов в России сделан. В Минпромторге заявили, что по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина разработали дорожную карту по созданию отечественных танкеров для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Соответствующий документ уже утвержден. Однако если взглянуть вглубь существующей проблемы, то перспективы открываются неоднозначные. 

Вопрос собственного танкерного флота стоит на повестке уже на протяжении нескольких лет. Некоторые попытки в его создании были предприняты. Например, для проекта «Ямал СПГ» были построены газовозы на отечественных верфях. 15 заказал под «Арктик СПГ 2» «Новатэк». Но ему нужно будет еще 40 танкеров для двух других проектов — «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 3». Частично компания решает проблему с транспортировкой СПГ за счет плавучих хранилищ.

Тем не менее, и этого количества все равно крайне мало. Эксперт нашего канала ранее уже отмечал, что таких судов нужно не менее 75. Также подчёркивалось, что газовозы должны быть нескольких классов, в том числе, и арктических. Они должны быть способны проходить по Северноиу морскому пути (СМП) без сопровождения ледоколов, которые тоже пока в дефиците.

Сейчас российские инженеры и конструкторы работают над проектом крупнотоннажного газовоза. Разработка ведется в «Росатоме». Но помимо создания чертежей, необходимо решить ряд сопутствующих проблем. По большей части они касаются комплектующих. Ведь далеко не каждую деталь удастся импортозаместить в ближайшей перспективе. А санкции блокируют доступ зарубежным товарам, либо бывают необоснованно дорогими через параллельный импорт. Так что экономически обосновать вложения в судостроение будет непросто.

Михаил Мишустин поставил задачу по глубокой локализации отечественного судостроения. Это касается не только атомного ледокольного и танкерного флота, но и контейнеровозов, что очень актуально для набирающей обороты логистической перспективы СМП. Но на решение этих вопросов потребуются годы и колоссальное государственное финансирование и инвестиции. Необходимо кардинальное перестроение работы и наращивание мощностей Объединенной судостроительной корпорации.