Митько А.В. 

Президент Арктической общественной академии наук.

В Федеральном законе от 04.08.2023 № 411-ФЗ «О северном завозе», который вступает в силу в апреле 2024 г. предусматривается:

- создание централизованной системы управления северным завозом с трехлетним циклом планирования и информатизацией всех этапов;

- запуск федеральной информационной системы, которая сделает процесс закупки прозрачным и конкурентным;

- предоставление бюджетных кредитов для закупки товаров жизнеобеспечения.

Реализация положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25% и сэкономить до 20% стоимости товаров для конечных потребителей. 

С 2022 г уже реализуется пилотный проект каботажных перевозок грузов между портами по льготным тарифам на Севморпути.

Планирование и кредитная поддержка северного завоза — дело полезное. 

Эксперты пересчитали процентное сокращение издержек северного завоза. В августе текущего года уменьшение стоимости товаров для конечного потребителя составило 15%. В недавнем своем выступлении глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил, что этот показатель составит порядка 20%.

Были озвучены и изменения сроков доставки жизненно необходимых товаров в северные и близлежащие к ним регионы. В среднем время в пути сократится на 25%. Большая вероятность, что показатели будут достигнуты, так как Чекунков докладывал об этом лично Президенту России Владимиру Путину во время правительственного совещания.

Законом предусмотрено бюджетное кредитование для закупки товаров. А приоритет будет отдаваться при перевозке именно грузам северного завоза. По планам, будет создан единый морской оператор, который будет координировать логистику доставки товаров между портами и соблюдение льготных тарифов.

Пока же новая система северного завоза только выстраивается программа северного завоза 2023 далека от завершения. Руководитель Минвостокразвития сообщил Президенту РФ о том, что запланированный объем северного завоза в 2023 г. составляет 3,7 млн т. В настоящее время завезено 75% от запланированного объема твердого топлива, 88% жидкого топлива и 75% продовольствия и лекарств.

Не исполняются сроки северного завоза в отдаленные населенные пункты Ненецкого автономного округа. Власти региона начали проверку, создав рабочую группу, в состав которой вошли представители администрации, Ненецкой нефтяной компании, а также прокуратуры. На сегодня энергоресурсы завезены в полном объеме в 24 населенных пункта, при этом восемь остаются без топлива, хотя должны были получить его до 15 октября. План завоза выполнен на 87,33%. Доставку энергоресурсов по заказу администрации Заполярного района выполняет Ненецкая нефтяная компания, которая получила соответствующий контракт без конкурса.

Глава НАО Юрий Бездудный заверил жителей округа, что социальные объекты работают в обычном режиме, перебои в снабжении теплом и светом исключены. Он также пригрозил наказать виновных. Однако Северный завоз — зона персональной ответственности губернатора и его провал больно бьет, прежде всего, по позициям Бездудного.

Об этом недвусмысленно говорит отношение прокуратуры, которая по факту ЧП собирается дать оценку соблюдению органами власти и уполномоченными организациями требований законодательства. Бездудного также активно критикует оппозиция — КПРФ уже направила соответствующее обращение в федеральные структуры.

Попытки сгладить негативный инфоповод успокаивающими комментариями в соцсетях уже вызвали недоумение у жителей региона — они посчитали их проплаченными. Главе Ненецкому АО на этом фоне необходимо предпринимать экстренные меры по спасению своей репутации.

Если недостающие объемы топлива не будут доставлены в населенные пункты в ближайшее время, проблему можно будет разрешить только федеральным вмешательством.